Претензии пациентов. Проблемы урегулирования споров в досудебном и судебном порядке в рамках мирового соглашения

20.06.2017

Одним из реальных способов урегулирования конфликтной ситуации с пациентами является заключение мирового соглашения.
Нередко, получая претензию от пациента, зачастую написанную юридически грамотным языком, медицинская организация задумывается: а действительно ли было оказано правильное лечение? Есть ли возможность избежать судебного спора, огласки?
Пациенты с каждым днем становятся все более въедчивыми. Доступ к обширному полю информации в сети интернет позволяет им оказывать давление не только посредством суммы судебного иска, но также и посредством распространения информации на форумах, специализированных сайтах, использования СМИ.
Поэтому никогда не лишне задуматься на вопросом: а не стоит ли договориться с пациентом? Возможно ли заключение мирового соглашения?

Зачем медицинской организации заключать мировое соглашение с пациентом?

1. Допущена ошибка в лечении пациента.

Такая ситуация чаще приходится не на частные медицинские организации, а на систему государственных больниц и поликлиник. Но тем не менее никто от нее не может быть затрахован окончательно.

2. Имеется угроза взыскания значительной суммы штрафа по закону о защите прав потребителей

Такая ситуация возникает когда по какой-либо причине не было отправлено ответа на первоначальную претензию пациента.

3. Имеется риск серьезных репутационных потерь

Так, например, к участию в деле может быть привлечен целый ряд СМИ. Представители телеканалов НТВ, РенТВ и иных новостных каналов буквально охотятся за жаркими историями от юристов, адвокатов и озлобленных потребителей.

4. Сумма претензий пациента настолько незначительна, что не стоит материальных затрат.

Рассматривая дело, вы должны понимать степень временных и материальных расходов, которые можете понести.
Например, сумма претензии составляет 10 000 руб. плюс 5000 руб. морального вреда. Расходы на экспертизу составят не менее 30 000 руб., расходы на услуги юриста или адвоката никак не меньше. По времени вся процедура займет не менее 2-3 месяцев, а то и больше. Поэтому целый ряд моих доверителей имеет в запасе определенную утвержденную дельту, которой они готовы пожертвовать, дабы избежать судебных разбирательств. Как правило, это около 20-30 тысяч рублей.

Однако, обращаясь к вопросу заключения мирового соглашения вы должны ни в коем случае не допустить некорректного поведения пациента.

Не секрет, что очень многие попросту хотят нажиться за счет медицинской организации, ловко лавируя в положениях закона о защите прав потребителя.

Поэтому, дабы не обмануть самого себя, я советую, прежде чем подойти к пациенту с предложением о мировом

1. Поднять все медицинские документы и оценить грамотность и правильность оказанного лечения;

2. Поднять все бухгалтерские документы;

3. Если оценить грань грамотности оказания медицинской помощи довольно сложно, то стоит прибегнуть к совету экспертов или специалистов.

Например, в одном из судебных процессов по взысканию денежных средств за протезирование зубов с одного из российского филиала крупной французской клиники, специально был вызван специалист из Парижа, ведущий врач этой клиники, который дал разъяснения в качестве специалиста по делу. Многие особенности лечения, о которых он рассказал суду, были далеко не известны экспертам, давшим заключение, что медицинская помощь оказана некачественно. И в конце концов суд вынес решение в пользу клиники.

4. Предварительно оценить, есть ли у пациента возможность взыскания каких-либо еще денежных средств.

Например, пациент обратился с иском за взысканием компенсации морального вреда.
Но ведь даже если вы с ним договоритесь, он может пойти взыскивать убытки, штрафы, неустойки. Причем каждый из них в отдельном судебном процессе. Это выгоднее, так как раздельно сумма получается больше. Это один из чаще всего встречающихся советов от обществ по защите прав потребителей. Что делать в такой ситуации? Выход один: либо все прописывать в мировом соглашении, либо просить пациента уточнить иск, дабы не оставить ему возможность для маневра.

В любом случае, если вы все же решились на заключение мирового соглашения, то не пускайте этот вопрос на самотек. Контролируйте каждое слово и каждую букву соглашения, луше несколько раз перестрахуйсте, проконсультируйтесь со специалистами, юристами, адвокатами, медиаторами, дабы не создать для себя отрицательный судебный прецедент.

Статья подготовлена по материалам выступления адвоката Клоповой И. А. В рамках конференции «Правовые основы медицинской деятельности»

Другие статьи

27.09.2022
Ежегодная бизнес-премия «В медицине по праву» от Ассоциации юристов медицинских клиник

– это грандиозное событие для медицинских юристов и врачей по всей России.

Первый юридический Оскар в сфере медицинского права.

В ней могут принять участие ЮРИСТЫ и ВРАЧИ из любого города РОССИИ

22.09.2022
Об обязательном применении клинических рекомендаций в медорганизации

1 января 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» по поводу обязательности применения медицинскими организациями клинических рекомендаций.

 

С этого момента обеспечение оказания медицинской помощи на основе клинических рекомендаций – обязанность  клиник  всех форм собственности.

13.09.2022
Медиация в здравоохранении

Любой конфликт вырастает из недоразумений, недопонимания, элементарного отсутствия культуры общения и может привести к тяжелым последствиям, особенно в медицине. Медиация существует так же давно, как и конфликты.

Медиацию нельзя отнести к органам или институтам, совершенно чуждым, искусственно насажденным на российскую почву. Ее можно считать несколько видоизмененным продолжением уже существовавших в истории нашей страны институтов.

26.05.2022
Как открыть свою клинику?

Простой и понятный алгоритм для начинающих. С юридическими тонкостями и нюансами, которые вам обязательно понадобятся.