Спор дошел до суда

18.10.2022

Судебные разбирательства в сфере здравоохранения отличаются специфичностью, неоднозначностью доказательственной базы (документов, доказывающих позицию той или иной стороны), сложностью получения достоверных доказательств и как следствие необходимостью проведения различных экспертиз.

В суде правовой спор рассматривается по существу и разрешается исключительно с точки зрения буквы закона и системного толкования действующего законодательства, а также позиций правоприменительной практики, в итоге судебное решение может не устроить по каким-то позициям, как истца, так и ответчика, причем зачастую по разным причинам.

В результате в суде выигрывает одна сторона, но проигрывают обе.

Проигрыш состоит не только в потере времени, финансовых средств, эмоциональном перенапряжении и нежелательной для сторон конфликта огласке. В случае победы врача или медицинской организации в суде не всегда делаются объективные выводы из ошибок, что в дальнейшем может привести к новым конфликтам. Для проигравшего же дело пациента это заканчивается тягостным ощущением бессилия, разочарования, веры в несправедливость существующего порядка. При ином судебном исходе конфликта, когда пациент получил желаемое решение, зачастую он остается со своими проблемами «один на один», не разрешив их фактически.

Процедура медиации имеет неоспоримое преимущество по сравнению, с судебным способом!
Медиация позволяет обеспечить сохранение конфиденциальной информации, связанной с конфликтом, сохранение имиджа медицинской организации, а также деловой репутации врача, если это потребуется. С учетом современной прозрачной судебной системы при обращении в суд обеспечить это по общему правилу невозможно.
В чем главная суть медиации?

Цель медиации, как указано в ст. 2 Закона о медиации (ФЗ-193), заключается в урегулировании спора.

При урегулировании медиатором любого, медицинского спора, нет необходимости в заключении эксперта и (или) мнениях специалистов, которые могут вызвать определенные финансовые и временные затраты. Основным ориентиром в процедуре медиации для независимого и нейтрального посредника становятся личные потребности и интересы конфликтующих сторон.

Также следует выделить следующие медиативные принципы:
-принцип, простота и скорость самой процедуры, ее гибкость и неформальность;
-принцип ограниченности полномочий медиатора (медиатор не имеет полномочий навязывать спорящим сторонам свое решение спора);

-принцип не причинения вреда (данный принцип требует от медиатора избегать проведения процедуры, таким образом, при котором конфликт усугубится или его участникам будет нанесен вред);
-принцип особого внимания к интересам третьих лиц (данный принцип определяет обязанность медиатора убеждаться в том, что предполагаемый вариант урегулирования спора не причинит вред третьим лицам, например: детям, престарелым иждивенцам и т.д.);
-принцип профессиональной многопрофильности медиатора обязывает данное лицо обладать определенным набором профессиональных знаний в праве, психологии, конфликтологии.

Безусловно требует констатации тот факт, что не любой спор между медицинским учреждением и пациентом может быть разрешен при помощи процедуры медиации. Тем не менее, говоря о применении данной процедуры в медицине, следует также понимать, что речь идет не в последнюю очередь о культуре отношений в этой сфере, где культура межличностных взаимоотношений должна быть на высоком уровне. Обеспечение такого уровня зависит от тех, чья профессия — слышать, сострадать и помогать.
Медиация успешна при урегулировании следующих конфликтов (то есть они признаются медиабельными, в том числе в медицине):
-трудовые конфликты (прием на работу, труд совместителей, трудовая дисциплина, оплата труда, отпуска, командировки, переводы, дисциплинарная и материальная ответственность, расторжение договора и т.д.),
-взыскание долгов, в том числе с пациентов и партнеров по бизнесу (договорным экономическим отношениям),
-конфликты, вытекающие из других договорных отношений (при заключении, исполнении, изменении и расторжении договоров),
-корпоративные споры (отношения между учредителями (участниками) соответствующих коммерческих медицинских юридических лиц с самими организациями и между собой),
-конфликты между кредиторами и должником в процедуре оздоровления, экономической несостоятельности и банкротства.
Менее медиабельны конфликты с контрольными и надзорными госорганами — банковскими, валютными, ветеринарными, лицензирующими, налоговыми и т. д.
Но и здесь процедура не исключается, если речь идет об имущественных отношениях.
Медицинская деятельность сложна по структуре, количеству субъектов, специфике отношений.
Здесь объективно высок потенциал конфликтности.

И медиация способна в данном случае реально и эффективно помочь. Но не вместо других способов, а вместе.

 

Автор статьи:

к.м.н., Член Ассоциации юристов медицинских клиник, профессиональный медиатор,

Сухая Юлиана

Другие статьи

27.11.2022
В 2022 году  вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые помогут клиникам сэкономить на штрафах. Рассмотрим наиболее важные изменения.
  1. КоАП РФ дополнен новой статьей 4.1.2., в соответствии с которой, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям и юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (малым предприятиям) будет назначаться в размере, предусмотренном для ИП (в законе — это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

27.10.2022
Новые требования к рекламе

Любая медицинская организация для продвижения своих услуг прибегает к рекламе.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Другими словами, если что-то привлекает нас к объекту рекламирования, призывает нас приобрести услугу или товар, обратиться к медорганизации, то это реклама.

А каким образом она сделана (по части способа, формы и средств распространения) — глобального значения не имеет.

Подразумевается, что реклама нацелена на неопределённый круг лиц. И по факту, она редко имеет адресный характер, хотя все же, рекламщики четко определяют свою целевую аудиторию. И транслируют ее зачастую на ограниченный круг лиц.

03.10.2022
О правомерности запросов военкоматов и военных прокуроров в медклиники

«В нашу клинику пришёл запрос от военной прокуратуры по мужчине, который заявил на военной комиссии, что у него астма. Можем ли мы предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну военному прокурору?»

Что мы имеем?
Медицинская тайна охраняется 323-ФЗ, который устанавливает перечень случаев, в которых мы можем предоставить медтайну без согласия самого пациента.

27.09.2022
Ежегодная бизнес-премия «В медицине по праву» от Ассоциации юристов медицинских клиник

– это грандиозное событие для медицинских юристов и врачей по всей России.

Первый юридический Оскар в сфере медицинского права.

В ней могут принять участие ЮРИСТЫ и ВРАЧИ из любого города РОССИИ