Претензии пациентов. Проблемы урегулирования споров в досудебном и судебном порядке в рамках мирового соглашения

20.06.2017

Одним из реальных способов урегулирования конфликтной ситуации с пациентами является заключение мирового соглашения.
Нередко, получая претензию от пациента, зачастую написанную юридически грамотным языком, медицинская организация задумывается: а действительно ли было оказано правильное лечение? Есть ли возможность избежать судебного спора, огласки?
Пациенты с каждым днем становятся все более въедчивыми. Доступ к обширному полю информации в сети интернет позволяет им оказывать давление не только посредством суммы судебного иска, но также и посредством распространения информации на форумах, специализированных сайтах, использования СМИ.
Поэтому никогда не лишне задуматься на вопросом: а не стоит ли договориться с пациентом? Возможно ли заключение мирового соглашения?

Зачем медицинской организации заключать мировое соглашение с пациентом?

1. Допущена ошибка в лечении пациента.

Такая ситуация чаще приходится не на частные медицинские организации, а на систему государственных больниц и поликлиник. Но тем не менее никто от нее не может быть затрахован окончательно.

2. Имеется угроза взыскания значительной суммы штрафа по закону о защите прав потребителей

Такая ситуация возникает когда по какой-либо причине не было отправлено ответа на первоначальную претензию пациента.

3. Имеется риск серьезных репутационных потерь

Так, например, к участию в деле может быть привлечен целый ряд СМИ. Представители телеканалов НТВ, РенТВ и иных новостных каналов буквально охотятся за жаркими историями от юристов, адвокатов и озлобленных потребителей.

4. Сумма претензий пациента настолько незначительна, что не стоит материальных затрат.

Рассматривая дело, вы должны понимать степень временных и материальных расходов, которые можете понести.
Например, сумма претензии составляет 10 000 руб. плюс 5000 руб. морального вреда. Расходы на экспертизу составят не менее 30 000 руб., расходы на услуги юриста или адвоката никак не меньше. По времени вся процедура займет не менее 2-3 месяцев, а то и больше. Поэтому целый ряд моих доверителей имеет в запасе определенную утвержденную дельту, которой они готовы пожертвовать, дабы избежать судебных разбирательств. Как правило, это около 20-30 тысяч рублей.

Однако, обращаясь к вопросу заключения мирового соглашения вы должны ни в коем случае не допустить некорректного поведения пациента.

Не секрет, что очень многие попросту хотят нажиться за счет медицинской организации, ловко лавируя в положениях закона о защите прав потребителя.

Поэтому, дабы не обмануть самого себя, я советую, прежде чем подойти к пациенту с предложением о мировом

1. Поднять все медицинские документы и оценить грамотность и правильность оказанного лечения;

2. Поднять все бухгалтерские документы;

3. Если оценить грань грамотности оказания медицинской помощи довольно сложно, то стоит прибегнуть к совету экспертов или специалистов.

Например, в одном из судебных процессов по взысканию денежных средств за протезирование зубов с одного из российского филиала крупной французской клиники, специально был вызван специалист из Парижа, ведущий врач этой клиники, который дал разъяснения в качестве специалиста по делу. Многие особенности лечения, о которых он рассказал суду, были далеко не известны экспертам, давшим заключение, что медицинская помощь оказана некачественно. И в конце концов суд вынес решение в пользу клиники.

4. Предварительно оценить, есть ли у пациента возможность взыскания каких-либо еще денежных средств.

Например, пациент обратился с иском за взысканием компенсации морального вреда.
Но ведь даже если вы с ним договоритесь, он может пойти взыскивать убытки, штрафы, неустойки. Причем каждый из них в отдельном судебном процессе. Это выгоднее, так как раздельно сумма получается больше. Это один из чаще всего встречающихся советов от обществ по защите прав потребителей. Что делать в такой ситуации? Выход один: либо все прописывать в мировом соглашении, либо просить пациента уточнить иск, дабы не оставить ему возможность для маневра.

В любом случае, если вы все же решились на заключение мирового соглашения, то не пускайте этот вопрос на самотек. Контролируйте каждое слово и каждую букву соглашения, луше несколько раз перестрахуйсте, проконсультируйтесь со специалистами, юристами, адвокатами, медиаторами, дабы не создать для себя отрицательный судебный прецедент.

Статья подготовлена по материалам выступления адвоката Клоповой И. А. В рамках конференции «Правовые основы медицинской деятельности»

Другие статьи

25.12.2020
Оспаривание диагноза

Что делать, если пациент не согласен с диагнозом?

В каких случаях дело дойдет до суда, и что  делать, если в медорганизации  появилась первая претензия?

18.12.2020
Регистратура: как создать бесконфликтную среду и работать с текущими конфликтами?

На регистратуру или  зону респшен приходится подавляющее большинство конфликтов с пациентами. По мнению некоторых специалистов  80% конфликтных ситуаций и последующих претензий пациентов начинаются именно там.

03.12.2020
Ковидные выплаты медикам: кому сколько положено и что делать, если не дают?

О теме ковидных выплат пишут много и часто, но чаще всего ограничиваются только перечислением положенного и рассказом, куда и какие документы подавать.

В этой статье поговорим сразу о всех возможных выплатах, порядках их начисления, в конце дам вам схемы получения, а также шаблоны для обращений в различные инстанции, если вам в такой выплате незаконно отказали.

03.11.2020
Стоп-фразы, приводящие к конфликту между врачом и пациентом

К сожалению, градус общения между врачами и пациентами сейчас растет. Все большее количество конфликтных ситуаций обуславливается не только внешними факторами – экономический кризис, состояние пандемии, изменение привычного образа жизни, но также идущими рука об руку с ними внутренними противоречиями.

Большинство пациентских претензий на сегодняшний день напрямую связаны с ошибками в общении, а не в качестве оказания медицинской помощи.

В моей практике часто встречаются ситуации, когда даже сам пациент не осознает, что претензия о причинении вреда жизни и здоровью напрямую связана с тем, как с ним поговорили в регистратуре, и никак не связана с личностью лечащего врача и его действиями.

Что делать? Обсудим в новой статье.