Как заставить должника платить?

25.07.2016

Ситуаций, когда вам по каким-либо причинам не выплачивают задолженность за выполненные услуги, хоть отбавляй. Нередко предприниматели пытаются всеми возможными (а бывает и незаконными) способами заставить должника оплатить долг, ведь зачастую оплата долга — гарантия существования малого и среднего бизнеса.

А бывает еще и так, что Вы уже взыскали деньги на основании судебного решения, потратили много средств и времени, Арбитражный суд ваш иск удовлетворил, но денег от должника как не было, так и нет.

В связи с этим встает закономерный вопрос: как заставить должника платить?

Как сделать это законно. Об этом речь пойдет в данной статье.

Предлагаю рассмотреть несколько способов заставить должника платить, начиная со стадии возникновения просрочки по уплате денежных средств, заканчивая получением исполнительного листа для взыскания.

1. Предварительные переговоры. Направление мотивированной претензии.

В случае, если просрочка платежей по договору возникла у должника всего несколько недель назад, предлагаю вступить с ним в переговоры. Каждый шаг при взыскании долга обязательно советую дублировать в письменном виде.

Например, начинать переговоры посредством электронной переписки, в которой максимально четко обозначить свои материальные претензии. Хорошо, если не понадобится, однако если дело дойдет до суда, то такая переписка может послужить довольно весомой доказательной базой.

Попробуйте поговорить с руководителем должника или с самим должником (если это ИП) лично. Возможно, ситуация прояснится. Однако, если сторона оппонента на контакт не идет, не тяните время, оно работает не на вас, а приступайте к составлению мотивированной претензии.

Претензия — это письмо, которое составляется на фирменном бланке организации и направляется должнику официально посредством заказного письма с уведомлением о вручении по юридическому адресу организации, а также дублируется на все иные известные адреса (они могут быть указаны в договоре). В претензии необходимо четко указать, на основании какого договора возникла задолженность, за какой период и в какой сумме, а также установить срок для ответа на претензию.

2. Подача искового заявления в суд

В случае, если спустя месяц ответа на вашу претензию не последовало, либо ответ Вас не устроил, а сторона оппонента начинает оспаривать суммы, которые должна, самое время подготовить исковое заявление к подаче в Арбитражный суд. Для этого вам необходимо собрать все доказательства по делу, составить текст иска, оплатить госпошлину и подать его в Арбитражный суд. Более подробно о том, как подать иск в арбитражный суд, я рассказывала в этой статье.

3. Получение положительного решения Арбитражного суда.

Выигрыш дела в Арбитражном суде — задача крайне важная в вопросе взыскания долгов по договорам. Поэтому Вы должны развернуто и мотивированно представить свою позицию перед судьей, предъявить доказательства неуплаты долга, показать претензию, на которую оппонент не ответил. А затем ждать вынесения решения Арбитражным судом. Если оно вынесено в Вашу пользу, то в течение 30 дней с момента изготовления его полного текста,оно вступит в законную силу, и вы сможете получить исполнительный лист ко взысканию.

4. Предъявление исполнительного листа ко взысканию.

Итак, вы получили исполнительный лист. Не торопитесь сразу же нести его в Службу судебных приставов. Если вам известно, где находится счет должника (а ведь в договоре обычно указываются все подробные реквизиты), то вы сможете предъявить его в Банк, который в течение 5 дней обязан будет перечислить деньги на ваш счет. Если сумма взыскания небольшая, то сделать это не составит труда. По крайней мере это гораздо быстрее, чем взыскивать долг через судебных приставов, который зачастую работают вяло, без желания, неумело и вообще не заинтересованы в своей работе.

5. Банкротство

Самой крайней стадией взыскания долгов является обращение к процедуре признания должника несостоятельным (банкротом). Сама по себе процедура довольно трудоемкая и затрачивает много времени, однако при обращении Взыскателя в суд с заявлением о признании должника банкротом, многие организации, испугавшись юридических последствий, оплачивают долг. Процедура банкротства организации позволит Вам обратить взыскание на имущество должника, и вернуть свои деньги одним из первых, особенно, если таких-организаций взыскателей множество.

Заставить должника оплатить долг не всегда просто. Порой, чтобы получить небольшую в предпринимательском мире сумму денег, усилий тратится гораздо больше.

Поэтому только вам решать, оставлять ли вопрос на самотек, дарить ли кровно заработанные деньги нечестной на руку организации и ее руководству, или приложить некоторые усилия, чтобы взыскать и сам долг, и проценты, и неустойку, и услуги адвоката.

Другие статьи

25.12.2020
Оспаривание диагноза

Что делать, если пациент не согласен с диагнозом?

В каких случаях дело дойдет до суда, и что  делать, если в медорганизации  появилась первая претензия?

18.12.2020
Регистратура: как создать бесконфликтную среду и работать с текущими конфликтами?

На регистратуру или  зону респшен приходится подавляющее большинство конфликтов с пациентами. По мнению некоторых специалистов  80% конфликтных ситуаций и последующих претензий пациентов начинаются именно там.

03.12.2020
Ковидные выплаты медикам: кому сколько положено и что делать, если не дают?

О теме ковидных выплат пишут много и часто, но чаще всего ограничиваются только перечислением положенного и рассказом, куда и какие документы подавать.

В этой статье поговорим сразу о всех возможных выплатах, порядках их начисления, в конце дам вам схемы получения, а также шаблоны для обращений в различные инстанции, если вам в такой выплате незаконно отказали.

03.11.2020
Стоп-фразы, приводящие к конфликту между врачом и пациентом

К сожалению, градус общения между врачами и пациентами сейчас растет. Все большее количество конфликтных ситуаций обуславливается не только внешними факторами – экономический кризис, состояние пандемии, изменение привычного образа жизни, но также идущими рука об руку с ними внутренними противоречиями.

Большинство пациентских претензий на сегодняшний день напрямую связаны с ошибками в общении, а не в качестве оказания медицинской помощи.

В моей практике часто встречаются ситуации, когда даже сам пациент не осознает, что претензия о причинении вреда жизни и здоровью напрямую связана с тем, как с ним поговорили в регистратуре, и никак не связана с личностью лечащего врача и его действиями.

Что делать? Обсудим в новой статье.